Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована учебной программой дошкольного образования и входит в социально-коммуникативное развитие, определяющее содержание образовательной работы с детьми в этом направлении. Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.
В связи с этим в нашем учреждении дошкольного образования проводится определенная работа в этом направлении.
Для того, чтобы расширить кругозор старших воспитанников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу, уже на этапе дошкольного возраста.
Целью профориентации является выстраивание в образовательном учреждении целенаправленной, систематизированной работы по ранней профессиональной ориентации детей.
К основным задачам работы с детьми 5-6 лет относятся:
- расширение и систематизация представления о труде взрослых, о материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
- представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
- формирование первоначальных представлений о труде как экономической категории, представлений о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
- систематизация знаний о труде людей в разное время года;
- знакомство с трудом людей рабочих профессий: повара, каменщика, плотника, слесаря, штукатура-маляра и т. д.
К основным задачам профориентации с детьми 6-7 лет относятся:
- расширение и систематизация представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
- представления о современных профессиях, о профессиях, связанных со спецификой местных условий, о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;
- формирование представления о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование, о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Данная работа в нашем дошкольном учреждении организуется через следующие виды деятельности: совместную деятельность взрослого с детьми; через деятельность,о существляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми); через специально организованную деятельность, нерегламентированную деятельность (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т. д. ; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями воспитанников; организацию взаимодействия с учреждениями социума; через реализацию проектов.
Проводятся сюжетно-ролевые игры во всех возрастных группах. В группах оформлены игры «Магазин», «Почта», «Больница», «Парикмахерская», «Аптека» и др. Также дети много играют со строительным материалом и в свободное время строят гаражи, дома, дачи и обыгрывают постройки. Из конструктора- Лего дети делают самолеты и летают с ними; создают машины и прокатывают их и т. д.
Также с детьми проводились следующие мероприятия: беседы по ознакомлению с профессиями взрослых; заучивание стихотворений о профессиях: Е. Сенин «Военный», «Продавец», «Инженер», пословиц и поговорок о профессиях; чтение художественной литературы –книги о профессиях.
Чем разнообразнее представления детей дошкольного возраста о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Реализация модели ранней профессиональной ориентации дошкольников позволит расширить
Работу по ранней профориентации необходимо проводить в системе с целью формирования у воспитанников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставления ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Осуществить ориентацию детей на трудовую подготовку, повлиять на выбор востребованных профессий можно, если будут решены проблемы образовательной системы в целом. Важно научить ребёнка понимать, каким образом его мечта будет осуществимой, показать, что при выборе любой профессии нужно научиться приносить пользу себе и людям. Поэтому задача взрослых – поддержать мечту ребёнка и связать стремление к ней с желанием трудиться.
Представляем вашему вниманию опыт работы в данном направлении
Фестиваль "Безопасное детство"
https://ng-press.by/2021/12/09/festival-bezopasnoe-detstvo-v-krinichanskom-yaslyah-sadu/
Авторское пособие учителя-дефектолога Бубен А.В. тематический кейс "Транспорт"